Отдел по связям с общественностью

+7 (812) 448-01-48

pressa@omegafuture.ru

Понимают ли машины человеческий язык?

Подпишитесь на нашу новостную рассылку

Нажимая кнопку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Понимают ли машины человеческий язык?
26.01.2024

Когда мы пишем поисковый запрос, алгоритм поисковой системы анализирует отдельно каждое слово и фразу целиком, и за доли секунд предлагает подходящие варианты. Хорошие сервисы для онлайн-переводов не просто переводят каждое слово в отдельности, но понимают контекст и учитывают грамматику разных языков.

Эти примеры показывают, как работает одно из направлений искусственного интеллекта — обработка естественного языка (NLP). Эта технология позволяет программам интерпретировать и понимать человеческий язык. На их основе были созданы виртуальные и голосовые помощники, спам-фильтры и большая языковая модель (LLM), например, GPT-3.

Большая языковая модель — это нейросеть, способная анализировать миллиарды параметров, поэтому она может выполнять сразу несколько задач НЛП: писать статьи, отвечать на вопросы, переводить текст, моделировать человеческую речь.


Как учится LLM

Большая языковая модель основана на архитектуре Transformer, которая позволяет эффективно анализировать и генерировать тексты, учитывая контекст и семантику.

Сначала LLM изучает структуру и правила языка из общедоступных данных в интернете: сайтов, сообщений, электронных версий книг. Затем этот массив данных вводится в модель — трансформатор. Трансформатор —  это нейронная сеть, использующая архитектуру кодер-декодер для обработки ввода и вывода данных. Кодер получает текст, сохраняет его в виде вектора, передает в декодер, который уже делает интерпретацию этого текста.

Важное преимущество этого метода — механизм самоконтроля. Он позволяет обращать внимание на самые важные слова в предложении, улавливать суть.


Проблемы развития Большой языковой модели

Одна из сложностей, которая возникает в связи с быстрым развитием LLM — обеспечение этичности и безопасности использования модели. Обучаясь на огромном количестве текстовых данных, модель может усвоить предрассудки, распространять дезинформацию или генерировать неприемлемый контент. Поэтому параллельно развитию этой системы важно разрабатывать механизмы ее контроля и регулирования.



Отдел по связям с общественностью

+7 (812) 448-01-48

pressa@omegafuture.ru